Интернет-приемная декана
Декан факультета фундаментальной медицины
д.б.н., профессор, академик
Ткачук Всеволод Арсеньевич
Немецкий язык для медиков
Программа по элективному курсу " Немецкий язык для медиков"
Аудиторная нагрузка: 360 часов (10 кредитов)
Форма промежуточного контроля: зачёт
Форма итогового контроля: экзамен
Программа предназначена для студентов ФФМ, изучающих немецкий язык в качестве факультативной дисциплины и изучавших ранее немецкий язык.
Предмет изучения - литературный вариант немецкого языка в его манифестациях в бытовой, социокультурной и профессиональной сферах.
Цель обучения - достижение речевой/коммуникативной компетенции в бытовой, социокультурной и профессиональной сферах.
Курс состоит из двух этапов: базового(1-ый год обучения) и профессионального(2-ой год обучения).
По завершении "базового" этапа обучения уровень речевой/коммуникативной компетенции соответствует примерно уровню A1-A2 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками.
По завершении "профессионального" этапа - B1- B1+(по Общеевропейской шкале).
Аудиторная работа: практические занятия с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, индивидуальная работа и работа в группах, дискуссии, презентации.
Самостоятельная работа: выполнение заданий по указанию преподавателя, перевод текстов, составление комментариев к аналитическим материалам, подготовка презентаций и работа над проектами, работа с аудио-и видеоматериалами по изучаемым темам.
Формы контроля: текущий контроль осуществляется преподавателем в течение всего семестра (в устной и письменной форме).
Промежуточный контроль проводится в конце семестра в виде зачёта, во время которого проверяется степень сформированности умений во всех видах речевой деятельности.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года и предполагает оценку сформированности речевой/коммуникативной компетенции в бытовой и социокультурной сферах общения ( на материале всех пройденных тем).
Возможна балльно-рейтинговая система контроля, где итоговый балл является суммой баллов, накопленных в течение семестра/учебного года. Рекомендации по балльно-рейтинговому контролю можно найти в Программе "Иностранный язык" для неязыковых вузов и факультетов.("Иностранный язык" для неязыковых вузов и факультетов /Под ред. С.Г. Тер-Минасовой. М.,2010.)
Содержание курса:
1-ый этап (базовый) - 216часов (6 кредитов)
- К концу данного этапа студент должен овладеть следующими умениями:
- фонетически правильно оформлять свои высказывания;
- читать несложные тексты в рамках тематики данного этапа обучения, причём основное внимание в начале обучения уделяется аналитическому чтению. Навыки просмотрового и поискового чтения развиваются, как правило, к концу данного этапа обучения;
- вести беседу и делать сообщения на пройденные темы, причём в начале данного этапа обучения приоритет отдаётся диалогической речи, а к его завершению соотношение времени, отводимого на монологическую и диалогическую речь, примерно совпадает;
- понимать звучащую речь носителей языка (монологическую и диалогическую). В начале обучения темп речи из дидактических соображений может быть несколько замедлен, то к концу данного этапа обучения он должен быть "нормальным";
- писать сообщения по пройденным темам. По мере совершенствования навыков письма и увеличения объёма пройденного материала формируются навыки написания частного письма, сообщения по электронной почте, делового письма и резюме;
- переводить, преимущественно устно, тексты с немецкого языка на русский, учитывая межкультурные различия; переводить письменно и устно с русского языка на немецкий предложения, построенные на лексическом и грамматическом материале, подлежащем активному усвоению. В данном случае перевод не является видом речевой деятельности, а исключительно средством контроля.
- Учебный материал:
- Sander Ilse, Braun Birgit u.a. DaF kompakt. A1 - B1. Ernst Klett Sprachen. Stuttgart, 2012.
- Burger E., Müller M., Scherling T. u.a. Optimal. A1 - B1. Langenscheidt. Berlin, München, 2007.
- Koitan U., Schmitz H., Sieber T., Sonntag R. Aspekte. B1+ - C1. Langenscheidt. Berlin, München, 2007.
- ”em” Brueckenkurs. Max Hueber Verlag. Ismaning bei Muenchen, 2000.
- Reimann M. Grundstufen-Grammatik fuer Deutsch als Fremdsprache. Hueber Verlag. Ismaning, 2010.
- Dreyer H., Schmitt R. Lehr-und Uebungsbuch der deutschen Grammatik. Verlag fuer Deutsch. Muenchen, 2009.
- FAZ
- dw.de
- tv.doccheck.com/...brain-drain-hat-deutschland-noch-eine-chance...
- tv.doccheck.com/...deutschland-sucht-die-superinternisten...
- tv.doccheck.com/...vom-payer-zum-player-krankenkassen-in-deutschland...
2-ой этап (профессиональный) -144часа (4 кредита)
На данном этапе обучения речевая/коммуникативная компетенция развивается и совершенствуется на материале текстов из социокультурной и профессиональной сфер общения.
- К концу данного этапа обучения студенты должны:
- владеть всеми видами чтения, читать со словарём тексты по специальности;
- делать сообщения, проводить презентации, участвовать в дискуссиях, беседовать по проблематике своей профессиональной деятельности, описывать аналитический и справочный материал, представленный в виде таблиц, схем и графиков;
- понимать со слуха сообщения в СМИ по пройденной социокультурной тематике, а также несложные выступления и лекции по специальности;
- писать сообщения по темам специальности.
Текущий контроль: устный и письменный перевод текстов с немецкого языка на русский (со словарём и без словаря), перевод предложений, содержащих сложный грамматический материал с немецкого на русский, тесты на понимание звучащей речи, составление комментариев к аналитическим материалам.
Промежуточный контроль: перевод со словарём несложного текста по специальности, передача содержания несложного текста по медицинской тематике, беседа по пройденным темам, краткое сообщение о прослушанном тексте по специальности или тест на понимание прослушанного текста.
Итоговый контроль: перевод со словарём несложного текста по специальности, краткая передача прослушанного текста по специальности, беседа о научных интересах.
В качестве учебного материала используются изданные в ФРГ учебные пособия, материалы прессы, фильмы по медицинской тематике.
- Учебный материал
- Dreyer H., Schmitt R. Lehr-und Uebungsbuch der deutschen Grammatik. Verlag fuer Deutsch. Muenchen, 2009.
- Piper W. Innere Medizin. Springer, 2006.
- Schrimpf U., Sabine Becherer, Andrea Ott. Deutsch für Pflegekräfte ( Kommunikationstraining für den Pflegealltag). Springer Medizin Verlag, Heidelberg, 2011.
- Schrimpf U., Bahnemann M. Deutsch für Ärztinnen und Ärzte. Springer Medizin Verlag, Heidelberg, 2010.
- Миллер Е.Н. Guten Tag, Doktor! Учебник немецкого языка. Ульяновск, 1998.
- Кондратьев Д.К. Fachdeutsch Medizin. ГрГМУ, Гродно, 2008.
- В.А. Кондратьева, Л.Н. Григорьева. Немецкий язык для студентов-медиков. ГЭОТАР-МЕД, 2002.
- Видеоресурс:
- Crash-Kurs