Интернет-приемная декана
Декан факультета фундаментальной медицины
д.б.н., профессор, академик
Ткачук Всеволод Арсеньевич
Проблема соотношения биологического и социального в современной философии и науке
Элективный курс
"Проблема соотношения биологического и социального в современной философии и науке"
к.ф.н. Брызгалина Елена Владимировна,
зав. кафедрой философии образования
философского факультета МГУ
1.1. Цель изучения дисциплины:
Сформировать у студентов представление о методической специфике современных подходов философии и науки к проблеме соотношения биологического и социального; об особенностях современного этапа развития науки на примере наук о человеке; о соотношении философского и конкретно-научного знания о человеке, закрепляя теоретические знания практическими умениями.
1.2. Задачи курса:
В результате освоения курса студенты должны
Курс связан с формированием общекультурных и профессиональных компетенций выпускника Факультета Фундаментальной медицины Московского государственного университета.
2. Содержание дисциплины
2.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
Введение.
Формы и смыслы проблемы соотношения биологического и социальное в философии и науке. Качественная специфика природной организации человека. Основные этапы представлений о природе человека в истории философии.
Тема 1. Диалектика биологического и социального в антропосоциогенезе (лекции 4 часа).
Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Возникновение социальных связей. Становление социальной жизни и трансформация биологических законов. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens. Проблема моно- и полифилии в происхождении человека. Проблема биологического многообразия вида в концепции расообразования и ее социальные импликации.
Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии). Эволюция мозга как биосоциальная проблема. Гипотезы речевого филогенеза и их значение для социогуманитарных наук.
Ограниченность методологии натурализма в объяснении происхождения человека. Монизм и дуализм в решении биосоциальной проблемы. Значение принципа монизма для решения проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.
Тема 2. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии (лекции 2 часа).
Понятие "синтеза знания". Основные источники и основные направления социобиологических исследований. Социобиология человека. Социальное поведение человека и животных: сходство и различие. Происхождение альтруизма и эгоизма. Социобиологическое объяснение ксенофобии. Концепция генно-культурной коэволюции. Понятие культурген. Эволюционные подходы к проблеме происхождения морали.
Тема 3. Политическое поведение человека: биологические и социальные факторы (лекции 2 часа).
Проблема предмета. Основные направления биополитологических исследований. Области соприкосновения биологии и политологии. Проблема агонистического поведения. Моделирование социального поведения, связанного с конфликтами между организмами, на основании знаний о биологии человека. Биополитика о смягчении и предотвращении агонистического поведения человека. Биополитологические исследования феномена лидерства. Пределы биополитических методов.
Тема 4. Биоэстетика об эстетическом поведении людей (лекции 2 часа).
Проблема предмета биоэстетики. Основные направления биоэстетики. Области соприкосновения биологии и эстетики. Факторы эстетического поведения. Критерии прекрасного и безобразного с точки зрения биоэстетики. Биоэстетические исследования конкретных видов искусства (музыка, пение, балет и прочее). Пределы и ограничения биоэстетических интерпретаций сущности и функций искусства.
Тема 5. Генно-средовая парадигма в исследовании индивидуальности человека (лекции 6 часов).
Индивидуальность - фундаментальная характеристика человека. Биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, генетическое и средовое. Наследственно-средовая парадигма в исследовании поведения человека. Причины и суть популяционных различий внутри вида homo sapiens. Количественные и качественные признаки индивидуальности. Специфические особенности генетики поведения. Методы психогенетики (генеалогический, метод близнецов, метод приемный детей). Основные результаты психогенетических исследований интеллекта, асоциального поведения. ТестIQ: смысл и ограничения.
Основные гипотезы социализации. Влияние индивидуальных особенностей телесной организации на формирование личности: на примере, временной организации индивида. Значение биологической детерминированности и социальных датчиков времени. Сферы применения знаний о хронотипе человека.
Тема 6. Соотношение биологического и социального как конфликт индивидуального и коллективного (лекции 2 часа).
Проблема соотношения генотипа индивида и генофонда человечества. Евгеника как онаученная форма знаний и социальное движение. Позитивная и негативная евгеника. Современные философско-мировоззренческие и морально-этические проблемы генетики человека. Проблема индивидуального восприятия популяционных закономерностей, исследуемых в генетике. Правовые, социально-политические проблемы применения генетических знаний. Проблемы биоидентификации: аргументы за и против. Естественное и искусственное с точки зрения современных возможностей науки и практики.
Самостоятельная работа (18 часов)
Задание для самостоятельной работы: проведите анализ современных интернет-публикаций по проблематике курса и подготовьте интернет-реферат (краткое изложение в письменном виде результатов изучения проблемы, содержащее обзор соответствующих интернет-ресурсов).
Структура интернет-реферата:
Раздел 1. Формулировка темы, краткое обоснование ее выбора.
Раздел 2
1. Общий обзор результатов поиска (сколько было найдено сайтов, какого рода в основном представлена информация и т.п.).
2. Описание процедуры поиска в двух-трёх поисковых системах (какими поисковыми системами пользовались, ключевые слова, синтаксис запросов).
3. Результаты поиска (аннотация 3 сайтов со ссылками на соответствующие ресурсы).
Структура анализа каждого из 3 сайтов
А) адрес сайта, его название, дата обращения
Результаты самостоятельной работы студента в рамках курса (интернет-реферат) по курсу должны быть высланы студентом на электронную почту referat2013 @ gmail.com не позднее 10 мая 2013 года. Письмо должно иметь в графе тема запись "фамилия студента", задание высылается в виде вложения к письму. Имя файла - фамилия студента.
Литература по курсу.
Агамбен Дж. "Открытое: человек и животное", М, 2013
Анастази А. Дифференциальная психология. М. 2001, гл. 3, 13
Брызгалина Е.В. "... Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной"// журнал "Вестник Московского Университета", сер. Философия, 1995, №3
Брызгалина Е.В. Индивидуальность: стратегии поиска. М., 2003
Глэд Дж. Будущая эволюция человека. Евгеника ХХ1 века. М., 2005
Докинз Р. Эгоистичный ген. М. 1993
Зуб А.Т. Биополитика: методы социального биологизма в политологии // Логика, методология и философия науки. Вып. 3. М. 1987
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М. 1995
Кук Бретт Микроархетипы (биологическое описание "Лебединого озера").// Человек, 1996, №3 Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., Прогресс, 1993
Олескин А.В. Биополитика. М., 2001
Пастернак Ч., Поиск: сущность человечества. М.-Ижевск, 2010
Психогенетика. Учебник для вузов под ред. И.В. Равич-Щербо. М. 1999
Рьюз М. Социобиология: ключ к вечным проблемам // Человек 1990 №6
Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление // Вопросы философии. 1989. № 8
Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика.\\ Вопросы философии 1987 N1 С. 94-108
Тинберг А. Социальное поведение животных. М., 1993
Уолкер Ш. Биотехнология без тайн, Перс с англ., М., Эксмо, 2008
Эфроимсон В. Предпосылки гениальности. Биосоциальные факторы повышения умственной активности // Человек. 1997 № 2-6; 1998 № 1
Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб, 1995 ё
"Проблема соотношения биологического и социального в современной философии и науке"
к.ф.н. Брызгалина Елена Владимировна,
зав. кафедрой философии образования
философского факультета МГУ
1.1. Цель изучения дисциплины:
Сформировать у студентов представление о методической специфике современных подходов философии и науки к проблеме соотношения биологического и социального; об особенностях современного этапа развития науки на примере наук о человеке; о соотношении философского и конкретно-научного знания о человеке, закрепляя теоретические знания практическими умениями.
1.2. Задачи курса:
В результате освоения курса студенты должны
- получить представление о различных аспектах проблемы соотношения биологического и социального на материале современной философии и науки, о современных философских и конкретно-научных методах, способах, приемах и формах организации знания о человеке;
- закрепить навыки работы с научной литературой по тематике курса и источниками в открытой информационной среде.
Курс связан с формированием общекультурных и профессиональных компетенций выпускника Факультета Фундаментальной медицины Московского государственного университета.
2. Содержание дисциплины
2.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
Введение.
Формы и смыслы проблемы соотношения биологического и социальное в философии и науке. Качественная специфика природной организации человека. Основные этапы представлений о природе человека в истории философии.
Тема 1. Диалектика биологического и социального в антропосоциогенезе (лекции 4 часа).
Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Возникновение социальных связей. Становление социальной жизни и трансформация биологических законов. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens. Проблема моно- и полифилии в происхождении человека. Проблема биологического многообразия вида в концепции расообразования и ее социальные импликации.
Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии). Эволюция мозга как биосоциальная проблема. Гипотезы речевого филогенеза и их значение для социогуманитарных наук.
Ограниченность методологии натурализма в объяснении происхождения человека. Монизм и дуализм в решении биосоциальной проблемы. Значение принципа монизма для решения проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.
Тема 2. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии (лекции 2 часа).
Понятие "синтеза знания". Основные источники и основные направления социобиологических исследований. Социобиология человека. Социальное поведение человека и животных: сходство и различие. Происхождение альтруизма и эгоизма. Социобиологическое объяснение ксенофобии. Концепция генно-культурной коэволюции. Понятие культурген. Эволюционные подходы к проблеме происхождения морали.
Тема 3. Политическое поведение человека: биологические и социальные факторы (лекции 2 часа).
Проблема предмета. Основные направления биополитологических исследований. Области соприкосновения биологии и политологии. Проблема агонистического поведения. Моделирование социального поведения, связанного с конфликтами между организмами, на основании знаний о биологии человека. Биополитика о смягчении и предотвращении агонистического поведения человека. Биополитологические исследования феномена лидерства. Пределы биополитических методов.
Тема 4. Биоэстетика об эстетическом поведении людей (лекции 2 часа).
Проблема предмета биоэстетики. Основные направления биоэстетики. Области соприкосновения биологии и эстетики. Факторы эстетического поведения. Критерии прекрасного и безобразного с точки зрения биоэстетики. Биоэстетические исследования конкретных видов искусства (музыка, пение, балет и прочее). Пределы и ограничения биоэстетических интерпретаций сущности и функций искусства.
Тема 5. Генно-средовая парадигма в исследовании индивидуальности человека (лекции 6 часов).
Индивидуальность - фундаментальная характеристика человека. Биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, генетическое и средовое. Наследственно-средовая парадигма в исследовании поведения человека. Причины и суть популяционных различий внутри вида homo sapiens. Количественные и качественные признаки индивидуальности. Специфические особенности генетики поведения. Методы психогенетики (генеалогический, метод близнецов, метод приемный детей). Основные результаты психогенетических исследований интеллекта, асоциального поведения. ТестIQ: смысл и ограничения.
Основные гипотезы социализации. Влияние индивидуальных особенностей телесной организации на формирование личности: на примере, временной организации индивида. Значение биологической детерминированности и социальных датчиков времени. Сферы применения знаний о хронотипе человека.
Тема 6. Соотношение биологического и социального как конфликт индивидуального и коллективного (лекции 2 часа).
Проблема соотношения генотипа индивида и генофонда человечества. Евгеника как онаученная форма знаний и социальное движение. Позитивная и негативная евгеника. Современные философско-мировоззренческие и морально-этические проблемы генетики человека. Проблема индивидуального восприятия популяционных закономерностей, исследуемых в генетике. Правовые, социально-политические проблемы применения генетических знаний. Проблемы биоидентификации: аргументы за и против. Естественное и искусственное с точки зрения современных возможностей науки и практики.
Самостоятельная работа (18 часов)
Задание для самостоятельной работы: проведите анализ современных интернет-публикаций по проблематике курса и подготовьте интернет-реферат (краткое изложение в письменном виде результатов изучения проблемы, содержащее обзор соответствующих интернет-ресурсов).
Структура интернет-реферата:
Раздел 1. Формулировка темы, краткое обоснование ее выбора.
Раздел 2
1. Общий обзор результатов поиска (сколько было найдено сайтов, какого рода в основном представлена информация и т.п.).
2. Описание процедуры поиска в двух-трёх поисковых системах (какими поисковыми системами пользовались, ключевые слова, синтаксис запросов).
3. Результаты поиска (аннотация 3 сайтов со ссылками на соответствующие ресурсы).
Структура анализа каждого из 3 сайтов
А) адрес сайта, его название, дата обращения
- частота ссылок (релевантность)
- автор (имеется ли)
- тип ресурса: справочно-информационный, коммуникативный, исследовательский, образовательный, нормативный и т.п.
- наличие и качество рекламы
- сайт посвящен определенной тематике или представленная информация разноплановая и точная специализация сайта не определена
- сопоставление с официальными источниками (если с таковыми знаком автор реферата)
- сопоставление с иными имеющимися знаниями и другими источниками по теме
Результаты самостоятельной работы студента в рамках курса (интернет-реферат) по курсу должны быть высланы студентом на электронную почту referat2013 @ gmail.com не позднее 10 мая 2013 года. Письмо должно иметь в графе тема запись "фамилия студента", задание высылается в виде вложения к письму. Имя файла - фамилия студента.
Литература по курсу.
Агамбен Дж. "Открытое: человек и животное", М, 2013
Анастази А. Дифференциальная психология. М. 2001, гл. 3, 13
Брызгалина Е.В. "... Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной"// журнал "Вестник Московского Университета", сер. Философия, 1995, №3
Брызгалина Е.В. Индивидуальность: стратегии поиска. М., 2003
Глэд Дж. Будущая эволюция человека. Евгеника ХХ1 века. М., 2005
Докинз Р. Эгоистичный ген. М. 1993
Зуб А.Т. Биополитика: методы социального биологизма в политологии // Логика, методология и философия науки. Вып. 3. М. 1987
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М. 1995
Кук Бретт Микроархетипы (биологическое описание "Лебединого озера").// Человек, 1996, №3 Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., Прогресс, 1993
Олескин А.В. Биополитика. М., 2001
Пастернак Ч., Поиск: сущность человечества. М.-Ижевск, 2010
Психогенетика. Учебник для вузов под ред. И.В. Равич-Щербо. М. 1999
Рьюз М. Социобиология: ключ к вечным проблемам // Человек 1990 №6
Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление // Вопросы философии. 1989. № 8
Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика.\\ Вопросы философии 1987 N1 С. 94-108
Тинберг А. Социальное поведение животных. М., 1993
Уолкер Ш. Биотехнология без тайн, Перс с англ., М., Эксмо, 2008
Эфроимсон В. Предпосылки гениальности. Биосоциальные факторы повышения умственной активности // Человек. 1997 № 2-6; 1998 № 1
Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб, 1995 ё