Интернет-приемная декана
Декан факультета фундаментальной медицины
д.б.н., профессор, академик
Ткачук Всеволод Арсеньевич
Лекция "Виртуальная реальность и боль"
профессор Хантер Хоффман (Hunter G. Hoffman), заведующий лабораторией виртуальной реальности Вашингтонского университета г. Сиэтла, США
Краткая информация о проблеме
Некоторые медицинские процедуры чрезвычайно болезненны и требуют применения сильных обезболивающих препаратов. На протяжении долгого времени врачи пытаются найти нелекарственные средства облегчения боли при таких процедурах. Хорошо зарекомендовала себя психологическая техника отвлечения внимания, когда пациенту предлагают послушать приятную музыку или посмотреть интересный фильм.
Американский профессор Хантер Хоффман (Hunter G. Hoffman), заведующий лабораторией виртуальной реальности Вашингтонского университета г. Сиэтла, США, пошёл ещё дальше. Он изобрёл сложную систему Иммерсивной виртуальной реальности (immersive virtual reality), которая не просто отвлекает пациента, а позволяет ему полностью погрузиться в виртуальный мир компьютерной игры, которая имитирует северные пейзажи и создаёт новые ощущения, позволяющие пациенту легче перенести болезненную процедуру.
Эффекта полного погружения в виртуальную реальность удаётся достичь за счёт конструкции с широким дисплеем и наушниками, которая охватывает голову пациента, исключая визуальный и звуковой контакт с окружающей средой.
Действие виртуальной реальности было изучено при её применении в разнообразных клинических процедурах: при смене повязок у пациентов с сильными ожогами кожных покровов, при проведении послеоперационной физиотерапии, при трансуретральной радиочастотной термодеструкции простаты и в других процедурах. Как показали исследования, применение виртуальной реальности позволяет снизить болезненные ощущения пациента на 30-50%, что сопоставимо с действием сильных обезболивающих препаратов, при этом не было выявлено никаких побочных эффектов.
Объективно оценить действие обезболивающих средств и процедур позволяют исследования мозговой активности с использованием методов нейровизуализации. В различных исследованиях с использованием позитронной эмиссионной томографии и магнитно-резонансного сканирования были определены участки мозга, которые активизируются при болезненном тепловом воздействии на кожу: передний пояс, центральная доля, таламус, первичная и вторичная соматосенсорная кора, - составляющие "болевую матрицу" мозга.
Основываясь на этих данных, профессор Хоффман с коллегами провёл исследование воздействия опиоидных анальгетиков, виртуальной реальности и сочетания этих методов на здоровых добровольцев, на которых искусственно воздействовали болезненными тепловыми раздражителями. Результаты исследования подтвердили субъективные ощущения пациентов, которым проводили болезненные процедуры. При воздействии виртуальной реальности снижение активности "болевой матрицы" мозга было сопоставимо с уровнем, который обеспечивают опиоидные анальгетики, а сочетание терапии опиоидными анальгетиками с виртуальной реальностью даёт ещё более впечатляющий результат.
Источник www.paininfo.ru