Меню

18 ноября 2020 года в Московском университете состоялась Школа молодого ученого РНФ.

18 ноября 2020 года в Московском университете состоялась Школа молодого ученого РНФ.
18 ноября 2020 года в Московском университете состоялась Школа молодого ученого РНФ, слушателями которой стали 60 ученых, врачей и учащихся. Школа проводится ежегодно в рамках выполнения соглашения РНФ 19-75-30007.

В рамках школы были представлены результаты выполнения гранта РНФ, а также сделан ряд докладов с привлечением ведущих ученых в области фундаментальной биологии и медицины. Проведение Школы позволило осветить новейшие научные данные и основные направления, по которым в ближайшие годы будут развиваться регенеративная медицина, клеточная биология, физиология и биохимия, которые все теснее связываются с вопросами долголетия человека, его обновления и восстановления после повреждения и
болезней.

Формат Школы в связи с ограничениями, вызванными ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции, включал возможность очного и заочного участия посредством видеосвязи.

С приветственным словом к участникам Школы обратились руководитель проекта академик В.А. Ткачук и представитель от группы компаний «Р-Фарм» (индустриальный партнер) М.Ю. Самсонов.
Программа Школы включала актовую лекцию руководителя проекта и два симпозиума. Симпозиум «Регуляция обновления и регенерации тканей человека» был посвящен обсуждению механизмов метаболической, нейроэндокринной и эпигенетической регуляции активности стволовых клеток человека. Симпозиум «Механизмы ответа на повреждение: баланс фиброза и регенерации при восстановлении органов и тканей» был сфокусирован на проблемах регуляции процессов заживления поврежденных тканей.
В рамках актовой обзорной лекции руководитель гранта - декан факультета фундаментальной медицины академик Всеволод Арсеньевич Ткачук подчеркнул не только важность фундаментальных исследований в регенеративной биологии, но и необходимость создания новых перспективных методов регенеративной медицины на их основе.
Среди научных тематик Школы большое внимание было уделено механизмам метаболической, нейроэндокринной и эпигенетической регуляции активности стволовых клеток человека. В лекциях ведущих ученых был сделан акцент на важности комплексного взгляда на регуляцию судьбы стволовых и зрелых клеток организма. В частности, широко представлены были данные о механизмах функционирования ниш стволовых и прогениторных клеток, а также о регуляторной роли специфического микроокружения ниш. Не менее важным оказался вопрос о регуляции гибели клеток, который тесно переплетается с такой проблемой как неконтролируемый рост опухоли и образование опухолевой стволовой клетки. Несколько сообщений были посвящены механизмам выбора направления дифференцировки клеток и роста тканевых структур, причем особое внимание было уделено взаимоотношениям различных субпопуляций клеток при коммитировании и созревании в ответ на гормоны, факторы роста и цитокины.
Важным вопросом, освещенным в ходе Школы, стали механизмы, отвечающие за баланс фиброзирования и полной регенерации ткани в ответ на повреждение. Среди них внимание было уделено прямому перепрограммированию клетки из одного типа в другой, формированию соединительной ткани как основе будущей структуры, создаваемой на месте разрушенной, а также моделированию этих процессов в клеточной культуре. Последний аспект был значительно расширен в одном из сообщений, посвященных использованию методов редактирования генома для создания универсальных и высокоточных клеточных моделей наследственных и приобретенных заболеваний человека. Наконец, значительное внимание было уделено уникальным свойствам ряда тканей человека, способным многократно обновляться в течение жизни и заживать без рубцевания. Впечатляющие клинические и экспериментальные данные были продемонстрированы на примере регенерации и заживления костных структур и некоторых мягких тканей после повреждения. Таким образом, насыщенная и сбалансированная программа Школы позволили слушателям получить полное и актуальное представление о состоянии новой отрасли медицины и биологии, задать интересующие их вопросы и сформировать собственное представление об этой науку.
Частичное использование онлайн-формата дало возможность преодолеть ряд существующих ограничений и получить актуальную научную информацию.