Интернет-приемная декана
Декан факультета фундаментальной медицины
д.б.н., профессор, академик
Ткачук Всеволод Арсеньевич
Проблема сознания в истории философии и современных когнитивных науках
«Проблема сознания в истории философии и современных когнитивных науках»
36 часов
Автор – доцент кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова к.ф.н.
Сидорова Наталия Мартэновна
Цели и задачи спецкурса
Проблема сознания стала в последние десятилетия одной из самых обсуждаемых в научном сообществе в связи с тем, что новые неинвазивные методы исследования функционирующего мозга с одной стороны, и моделирование интеллектуальных функций на искусственных носителях с другой, породили надежды на создание искусственного интеллекта и решение многовековой проблемы соотношения мышления и его телесной основы, так называемой «mind/bodyproblem». В решение этой проблемы свой вклад вносят не только антропология, физиология высшей нервной деятельности, информатика или клиническая психология, но и философия, лингвистика, культурная семантика и другие гуманитарные дисциплины.
Дать студентам естественных факультетов представления о сложностях меж- и метадисциплинарного изучения проблемы сознания, познакомить их со спектром основных подходов и решений, найти в истории философии такие идеи, которые могут сыграть эвристическую роль и помочь в понимании глубины и многоуровневости этой проблемы – задача настоящего спецкурса.
В ходе решения этой задачи студенты смогут актуализировать свои профессиональные знания, встроить их в общую картину когнитивных исследований, а также развить критическую рефлексию, изучая и анализируя позиции ведущих современных представителей аналитической философии сознания и нейроученых. Особое внимание будет уделено влиятельным позициям Д. Сёрла, Д. Дэннета, Д. Чалмерса, Д.Тонони, сформулированных в публикациях и выступлениях последних лет.
Усвоение лекционного материал, его обсуждение и собственные доклады – вся эта работа позволит студентам повысить свои компетенции в следующих областях:
- - в области истории мировой философии и современной аналитической философии сознания в связи с освоением широкого спектра точек зрения и подходов к решению проблемы сознания,
- - вобласти научной методологии в связи с необходимостью систематизировать на концептуальной основе значительный по объему и дисциплинарно разнородный материал,
- - в области критической рефлексии в связи с осознаниемограниченности существующих подходов к так называемой «трудной проблеме сознания», а также возможностей и опасностей, которые связаны с созданием искусственного интеллекта,
- - в области собственного научного творчества в этом направлении.
Тематический план
№ темы |
Название |
К-во часов |
Форма отчетности |
Прим. |
|
1 |
Актуальность проблемы сознания в свете развития современных исследований ЦНС. Многообразие определений сознания и спектр современных подходов к проблеме |
2 |
|
С исп. Видеомате- риалов и презентаций |
|
2 |
Представления о личном и безличном сознании в религиозно-философских системах древности и средневековья |
2 |
|
«------- « |
|
3 |
Европейская философия Нового времени о сознании. Дуализм Декарта, положивший начало mind/bodyproblem. Позиции Беркли, Лейбница Юма. Аналитика сознания у Фихте и Гегеля. |
4 |
|
«____» |
|
4 |
Развитие представлений о сознании в европейской философии и психологии 19 – первой половины 20 века. |
2 |
|
«____» |
|
5 |
Концепция сознания как отражения объективной реальности в марксистской философии. Дискуссия Ильенкова и Дубровского. |
2 |
|
«____» |
|
6 |
Сознание как деятельность и как активное конструирование образа мира (от Канта до радикального конструктивизма) |
2 |
|
«_______» |
|
|
|
2
|
Опрос по темам первой части курса |
|
|
7 |
Эволюционный подход к проблеме сознания. |
2 |
|
«_____» |
|
8 |
Язык человека и язык животных. Связь языка, орудийной деятельности и сознания. Феральные дети. |
2 |
|
«_____» |
|
9 |
Информационный подход к проблеме сознания .Теория интегрированной информации Джулио Тонони |
2 |
|
«_______» |
|
10 |
Современная аналитическая философия сознания. |
4 |
|
«________» |
|
11 |
Проблема преодоления разрыва в описании сознания от 1 и 3 лица и другие нерешенные проблемы |
2 |
|
«---------- |
|
|
Конференция и зачет |
6+2 |
|
|