Проблема сознания в истории философии и современных когнитивных науках

«Проблема сознания в истории философии и современных когнитивных науках» 

36 часов

Автор – доцент кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова к.ф.н.

Сидорова Наталия Мартэновна

Цели и задачи спецкурса

Проблема сознания стала в последние десятилетия одной из самых обсуждаемых в научном сообществе в связи с тем, что новые неинвазивные методы исследования функционирующего мозга с одной стороны, и моделирование интеллектуальных функций на искусственных носителях с другой, породили надежды на создание искусственного интеллекта и решение многовековой проблемы соотношения мышления и его телесной основы, так называемой «mind/bodyproblem». В решение этой проблемы свой вклад вносят не только антропология, физиология высшей нервной деятельности, информатика или клиническая психология, но и философия, лингвистика, культурная семантика и другие гуманитарные дисциплины.

Дать студентам естественных факультетов представления о сложностях  меж- и метадисциплинарного изучения проблемы сознания, познакомить их со спектром основных подходов и решений, найти в истории философии такие  идеи, которые могут сыграть эвристическую роль и помочь в понимании глубины и многоуровневости этой проблемы – задача настоящего спецкурса. 

В ходе решения этой задачи студенты смогут актуализировать свои профессиональные знания, встроить их в общую картину когнитивных исследований, а также развить критическую рефлексию, изучая и анализируя позиции ведущих современных представителей аналитической философии сознания и нейроученых. Особое внимание будет уделено влиятельным позициям Д. Сёрла, Д. Дэннета, Д. Чалмерса, Д.Тонони, сформулированных в публикациях и выступлениях последних лет.

Усвоение лекционного материал, его обсуждение и собственные доклады – вся эта работа позволит студентам повысить свои компетенции в следующих областях:

  • - в области истории мировой философии и современной аналитической философии сознания в связи с освоением широкого спектра точек зрения и подходов к решению проблемы сознания,
  • - вобласти научной методологии в связи с необходимостью систематизировать на концептуальной основе значительный по объему и дисциплинарно разнородный материал,  
  • -  в области критической рефлексии в связи с осознаниемограниченности существующих подходов к так называемой «трудной проблеме сознания», а также возможностей и опасностей, которые связаны с созданием искусственного интеллекта, 
  • - в области собственного научного творчества  в этом направлении.

Тематический план

№ темы

Название

К-во часов

Форма

 отчетности

Прим.

1

Актуальность проблемы сознания в свете развития современных исследований ЦНС. Многообразие определений  сознания и спектр современных подходов к проблеме

2

 

С исп. Видеомате-

риалов и презентаций

2

Представления о личном и безличном сознании в религиозно-философских системах древности и средневековья

2

 

«------- «

3

Европейская философия Нового времени о сознании. Дуализм Декарта, положивший начало mind/bodyproblem. Позиции Беркли, Лейбница Юма. Аналитика сознания у Фихте и Гегеля.

4

 

«____»

4

Развитие представлений о сознании в европейской философии и психологии 19 –  первой половины 20 века. 

2

 

«____»

5

Концепция сознания как  отражения объективной реальности в марксистской философии. Дискуссия Ильенкова и Дубровского.

2

 

«____»

6

Сознание как деятельность и как активное конструирование образа мира (от Канта до радикального конструктивизма)

2

 

«_______»

 

 

2

 

Опрос по темам первой части курса

 

7

Эволюционный подход к проблеме сознания.

2

 

«_____»

8

Язык человека и язык животных. Связь языка, орудийной деятельности и сознания. Феральные дети.

2

 

«_____»

9

Информационный подход к проблеме сознания .Теория интегрированной информации Джулио Тонони

2

 

«_______»

10

Современная аналитическая философия сознания.

4

 

«________»

11

Проблема преодоления разрыва в описании сознания от 1 и 3 лица и другие нерешенные проблемы

2

 

«----------

 

Конференция и зачет

6+2