Методы психологической диагностики и психологической коррекции в соматической клинике

Курс по выбору (профессиональный)

«Методы психологической диагностики и психологической коррекции в соматической клинике»

Первое занятие состоится 21 февраля 2018г. в 18:40 в ауд. Е367. В дальнейшем возможна оптимизация времени занятий.

Составитель программы: канд. психол. наук Малова Юлия Владимировна, доцент ФФМ   МГУ имени М.В. Ломоносова

2 кредита 36 ауд. 36 самостоятельная работа

Курс

направлен на развитие представлений о психологических задачах в соматической клинике, которые врач может решать в содружестве с профессиональным психологом или самостоятельно;

знакомит

- с диагностическими и коррекционными средствами, которые целесообразно и оптимально применять в соматической клинике,

-     с алгоритмом выявления групп риска психической декомпенсации,

- с реалистичными ожиданиями в отношении профессиональной психологической помощи, алгоритмом принятия решения о направлении пациента к медицинскому психологу,

- с возможностями и ресурсами самостоятельного использования психологических методик в рамках врачебной деятельности;

даёт навыки

применения ряда психологических диагностических и коррекционных методик, позволяющих

определить

-          индивидуально-психологический склад пациента,

-          актуальное психологическое состояние пациента,

выбрать оптимальный подход в коммуникации с пациентом и его близкими на различных этапах диагностики и лечения,

выявлять группу риска психической декомпенсации и предотвращать нежелательные психологические последствия соматического заболевания и лечения.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

18 занятий по 2 часа

1. Психологические задачи в комплексе помощи пациентам соматической клиники.

2. Качество жизни, удовлетворённость медицинским обслуживанием и психическое благополучие. Направления психологической помощи (пациентам, их родственникам, персоналу). Виды психологической помощи.

3. Психологическая профилактика, психологическая адаптация, психологическая реабилитация. 3. Характеристика групп риска психической декомпенсации. Средства диагностики. 6 часов

4. Психологические задачи медицинского персонала.

5. Экспресс-диагностика преморбидных характеристик и актуального состояния психической сферы.

6.Эффективная коммуникация как психодиагностическое и психокоррекционное средство.

7. Подбор коммуникативной тактики в работе со «сложными» пациентами.

8. Психологическая служба в соматической клинике. Ожидания в отношении профессиональной психологической помощи,

9. Алгоритмом принятия решения о направлении пациента к медицинскому психологу.

10. Психодиагностика и психокоррекция в комплексе помощи пациентам с угрожающими жизни состояниями здоровья. Основные направления и подходы психологической помощи: психодинамический, экзистенциальный, когнитивно-бихевиоральный.  

11. Психокоррекционные средства. Методология и классификация.

12.Психокоррекционные средства. Целесообразность и эффективность, возможные ограничения применения.

13.Психокоррекционные средства. Демонстрация и обучение.

14.Психокоррекционные средства. Методики релаксации, психофизиологической саморегуляции, релаксационно-образная, методики гештальттерапии, десенсибилизации и др.

15. Алгоритм выбора средств психологической помощи.

16. Защита самостоятельно составленной программы психологической помощи по выбранному случаю медицинской практики. Обсуждение в группе и оптимизация.

17. Защита самостоятельно составленной программы психологической помощи по выбранному случаю медицинской практики. Обсуждение в группе и оптимизация.

18. Защита самостоятельно составленной программы психологической помощи по выбранному случаю медицинской практики. Обсуждение в группе и оптимизация.

Зачёт - по результатам защиты студентом самостоятельно составленной программы психологической помощи.

Литература

1.     Боухал М., Конечный Р. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, медицинское издательство, 1983. – 405 с.

2.       Бройтиган В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Кратк. Учебн./. Пер.с нем. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. -376 с. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. -СПб.:Союз,2004.Зейгарник Б.В. Патопсихология (любое издание).

3.     Возный Э.К., Малова Ю.В. Индивидуально-психологичский подход в комплексном лечении онкологических больных. – Вопросы онкологии, 1999, том 45, № 2. - С. 29-38  

4.     Кречмер Э. Медицинская психология – СПб.: Союз, 1998. – 464 с.

5.     Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003.

6.     Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – М.: Изд. Дом «БахраХ-М», 2009. – 665 с.

7.     Психология индивидуальных различий тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М.: Изд Моск ун-та, 1982. – 319 с

8.     Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб.:ЗАО «Питер»,1999–752 с.

9.     Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Будапешт: Изд. Академии наук Венгрии, 1981. – 286 с.

10.           Хломов Д.Н. Гештальт-терапия. — В сб.: Основные направления современной психотерапии. М., «Когито-центр», 2000, с. 343-371.

11.           Холмогорова А.Б. Клиническая психология. В 4-х томах. М.: Академия, 2010.