Интернет-приемная декана
Декан факультета фундаментальной медицины
д.б.н., профессор, академик

Ткачук Всеволод Арсеньевич
Электив «Коммуникация в условиях сложных эмоций».
Коммуникация в условиях сложных эмоций.
Электив для студентов 2- 6 курсов ФФМ (36 ауд. часов).
Цель курса - повышение коммуникативной компетентности, формирование научно обоснованных представлений о психологической структуре коммуникации, коммуникативных задачах и ресурсах эффективной коммуникации, о путях профилактики и преодоления конфликтов в профессиональном коллективе и во взаимодействии медицинских работников с пациентами. Программа направлена на изучение ресурсов эффективного решения психологических задач в медицинской практике, в том числе задач предупреждения и преодоления профессионального эмоционального выгорания у медицинских работников, а также работы со сложными эмоциями пациентов и их доверенных лиц. Планируется изучение принципов индивидуально-психологического подхода при выборе коммуникативной тактики.
Будет рассмотрен культурно-исторический аспект осмысления принципов коммуникации в медицине, в том числе развития понятия ятрогении.
Планируется разбор иллюстративных примеров из лучших отечественных и зарубежных кинофильмов, проведение тренинга эффективной коммуникации.
№ п.п. | Наименование разделов и тем |
---|---|
1 | Понятие эффективной коммуникации. Коммуникация при решении различных задач врачебной деятельности. Задачи коммуникации в деятельности медицинского работника. Правила эффективной коммуникации в помогающих профессиях, в профессиях типа Человек-Человек. Критерии и параметры оценки эффективности. |
1.1 | Экспертиза эффективности: соотнесение задач и результата. |
1.2 | Сходство и отличие задач участников коммуникативного процесса. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. |
1.3 | Доверие и сотрудничество в помогающих профессиях. |
1.4 | Медицинский профессионал-пациент, медицинский профессионал – профессиональный коллектив. Особенности коммуникативных задач, параметры и критерии оценки эффективности коммуникации. |
2 | Принципы эффективной самопрезентации медицинского работника. Авторитетность источника информации. Психологическая манипуляция, её выявление, противостояние ей. Бесконфликтное отстаивание своей позиции. |
2.1 | Основные компоненты самопрезентации и особенности эффективной самопрезентации в деятельности медицинского работника |
2.2 | Психология влияния и манипуляция. Выявление и противостояние. |
2.3 | Некоторые методологические основания и методические приёмы выявления закономерностей возникновения проблемной, конфликтной, неэффективной коммуникации. Транзактный анализ. |
2.4 | Работа с проблемными ситуациями конфликтов в профессиональной деятельности. |
3 | Эмпатическое слушание. Принципы и факторы эффективности индирективной коммуникации. Границы индирективной коммуникации в деятельности медицинского работника. Формирование навыков оценки и самооценки владения эмпатическим слушанием. |
3.1 | Невербальный и вербальный компоненты коммуникации: параметры и критерии оценки импрессивной и экспрессивной составляющих. Рефлексия коммуникативных средств. |
3.2 | Заполнение студентами таблиц сопоставления по данным наблюдения в группе, с последующим сравнительным анализом. |
3.3 | Видеотренинг. Разбор видеозаписи бесед в соответствии с заданными целями и выделенными задачами коммуникативной ситуации. |
4 | Понятие оптимума тревожности и оценка других значимо влияющих на эффективность коммуникации параметров психологического состояния собеседника. |
4.1 | Экспресс-диагностика индивидуально-психологических характеристик и актуального психологического состояния собеседника. |
4.2 | Разбор видеоматериалов и работа в группе. |
4.3 | Контрольная работа: оцениваемые параметры психологического состояния, способы, параметры, критерии оценки. |
5 | Неэффективная и конфликтная коммуникация. Профилактика и преодоление. |
5.1 | Выявление «зоны» потенциальной конфликтогенности . Факторы риска. Социально-психологические законы выхода из конфликта. Сотрудничество или компромисс? Коммуникативные ресурсы выхода из конфликта. |
5.2 | «Симуляция» проблемных ситуаций в и разбор проблемных ситуаций (кино). |
5.3 | Блокирующие коммуникативные тактики, их функции, негативные последствия применения в деятельности медицинского работника. Коммуникативная компетентность и психологическое благополучие профессионала. Эмоциональное психологическое выгорание. |
5.4 | Контрольный опрос: выявление блокирующей тактики, подбор оптимальных коммуникативных средств. |
6 | Алгоритм выбора коммуникативной тактики при работе с пациентами (и их доверенными лицами), имеющими различные характерологические и другие индивидуально-психологические особенности, в том числе пограничные, реактивные и иные психические расстройства. Особенности реакции на стадию и характер заболевания и лечения. Работа со сложными эмоциями. |
6.1 | Структура оцениваемых параметров коммуникации и арсенал оптимизируемых коммуникативных средств. |
6.2 | Работа в детских отделениях. Пациенты с экстремальным опытом: пациенты с угрожающими жизни заболеваниями, пациенты с экстремальным опытом лечения, пациенты, пострадавшие в катастрофах. Группы риска психологической декомпенсации на основании особенностей жизненного пути. Сбор анамнеза как средство оптимизации взаимодействия с пациентом. |
6.3 | Работа обучающихся с собственными профессиональными проблемными ситуациями на основе полученных знаний-умений навыков. Видеотренинг с привлечением актёров. |
7 | Структура основных типов бесед медицинских работников с пациентом и использование в них средств повышения эффективности коммуникации и профилактики конфликтов. |
7.1 | Первичный сбор жалоб, ознакомление с результатами диагностики, обсуждение планируемого лечения, обсуждение не удовлетворяющего пациента хода лечения и др. Психологические ресурсы повышения коммуникативной эффективности и бесконфликтности. |
7.2 | Видеотренинг. Психологическая экспертиза работы учащегося с «симулятором». Оценка эффективности выбранных учащимся коммуникативных средств. |
Рекомендуемая литература.
Основная:
- Боухал М., Конечный Р. Психология в медицине. - Прага: Авиценум, медицинское издательство, 1983. - 405 с.
- Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Кратк. Учебн./. Пер.с нем. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.
- Возный Э.К., Малова Ю.В. Индивидуально-психологический подход в комплексном лечении онкологических больных. - Вопросы онкологии, 1999, том 45, № 2, с.с. 29-38
- Малова Ю.В. Психологические задачи в деятельности медперсонала онкологической клиники. - Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова, 2012, N1, c.c. 77-88
- Малова Ю.В. Формирование навыков эффективной коммуникации. - Методические рекомендации. - М: ФГБОУВПО МГЛУ, 2013. - 24с.
- Малова Ю.В., Федунина Н.Ю. Система организации жизни ребёнка в больнице. Зарубежный опыт и отечественные перспективы. - Московский психотерапевтический журнал. 2008, т. 1. - с.с. 176 - 191.
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
- Психология индивидуальных различий тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: Изд Моск ун-та, 1982. - 319 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: ЗАО "Питер", 1999 - 752 с.
- Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., "Смысл", 2002.
- Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. - Будапешт: Изд. Академии наук Венгрии, 1981. - 286 с.
- Холмогорова А.Б. Клиническая психология. В 4 т. - М.: Издательский центр "Академия" - 2015.
Дополнительная:
- Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., Эксмо-Пресс, 2002.
- Кречмер Э. Медицинская психология - СПб.: Союз, 1998. - 464 с.
- Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 334 с.
- Малова Ю.В. Психологическая диагностика и коррекция в реабилитации лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. - Медицина труда и промышленная экология, - Москва, 2000, N 7, с.с. 14-21
- Малова Ю.В. , Росляков И.А., Бишко Е.П. Теоретические подходы к исследованиям личности в экстремальной ситуации. - Прикладная юридическая психология. - Рязань, 2011, №1,с.с. 39-49
- Николаева В.В., Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - 1995.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Изд. Дом "БахраХ-М", 2009. - 665 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1998.
- Шапошников А.В. Ятрогения. Терминологический анализ и конструирование понятия. - Ростов-н.Д: АО "КНИГА", 1998 - 156 с.
Примерный перечень контрольных вопросов к итоговой аттестации:
- Задачи профессиональной коммуникации в деятельности медицинского работника.
- Психологическое благополучие пациента и особенности коммуникации с различными группами пациентов. Классификация проблем.
- Психологическое благополучие родителей при заболевании, угрожающем жизни ребёнка, принципы коммуникации.
- Психологическое благополучие медицинского персонала, средства профилактики - ресурсы эффективной бесконфликтной коммуникации.
- Принципы эффективной самопрезентации в работе медицинского персонала.
- Принципы эффективной коммуникации в профессиональном коллективе медицинских работников при выполнении ежедневных профессиональных обязанностей.
- Негативная роль блокирующих коммуникативных тактик в работе со сложными эмоциями.
- Неэффективная коммуникация и профессиональное эмоциональное выгорание.
- Алгоритм выбора коммуникативных средств и тактик в моделируемых условиях ситуаций медицинской помощи конкретным группам соматических больных с экстремальным опытом (практическое задание).
- Алгоритм выбора средств психологической помощи в моделируемых условиях оказания комплексной медицинской помощи конкретным группам соматических больных с психической коморбидностью.
- Структура и средства эффективной коммуникации. Типовые случаи медицинской практики.
- Оценка эффективности выбранных коммуникативных средств и тактики (практическое задание с использованием видеоматериала).
Составитель программы
кандидат психологических наук,
доцент факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В.Ломоносова
Малова Юлия Владимировна.