Интернет-приемная декана
Декан факультета фундаментальной медицины
д.б.н., профессор, академик

Ткачук Всеволод Арсеньевич
Коммуникация в условиях сложных эмоций.
Электив для студентов 2- 6 курсов ФФМ.
36 ауд. часов
Цель курса - повышение коммуникативной компетентности, формирование научно обоснованных представлений о психологической структуре коммуникации, коммуникативных задачах и ресурсах эффективной коммуникации, о путях профилактики и преодоления конфликтов в профессиональном коллективе и во взаимодействии медицинских работников с пациентами. Программа направлена на изучение ресурсов эффективного решения психологических задач в медицинской практике, в том числе задач предупреждения и преодоления профессионального эмоционального выгорания у медицинских работников, а также работы со сложными эмоциями пациентов и их доверенных лиц. Планируется изучение принципов индивидуально-психологического подхода при выборе коммуникативной тактики.
Будет рассмотрен культурно-исторический аспект осмысления принципов коммуникации в медицине, в том числе развития понятия ятрогении.
Планируется разбор иллюстративных примеров из лучших отечественных и зарубежных кинофильмов, проведение тренинга эффективной коммуникации
№ п.п. |
Наименование разделов и тем |
1.1 |
Понятие эффективной коммуникации. Задачи коммуникации в деятельности медицинского работника. Правила эффективной коммуникации в помогающих профессиях, в профессиях типа Человек-Человек. Критерии и параметры оценки эффективности. |
1.1 |
Экспертиза эффективности: соотнесение задач и результата. |
1.2. |
Сходство и отличие задач участников коммуникативного процесса. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. |
1.3. |
Доверие и сотрудничество в помогающих профессиях. |
1.4 |
Медицинский профессионал-пациент, медицинский профессионал – профессиональный коллектив. Особенности коммуникативных задач, параметры и критерии оценки эффективности коммуникации. |
2 |
Принципы эффективной самопрезентации медицинского работника. Авторитетность источника информации. Психологическая манипуляция, её выявление, противостояние ей. Бесконфликтное отстаивание своей позиции. |
2.1. |
Основные компоненты самопрезентации и особенности эффективной самопрезентации в деятельности медицинского работника. |
2.2. |
Психология влияния и манипуляция. Выявление и противостояние. |
2.3 |
Некоторые методологические основания и методические приёмы выявления закономерностей возникновения проблемной, конфликтной, неэффективной коммуникации. Транзактный анализ. |
2.3 |
Работа с проблемными ситуациями конфликтов в профессиональной деятельности. |
3 |
Эмпатическое слушание. Принципы и факторы эффективности индирективной коммуникации. Границы индирективной коммуникации в деятельности медицинского работника. Формирование навыков оценки и самооценки владения эмпатическим слушанием. |
3.1. |
Невербальный и вербальный компоненты коммуникации: параметры и критерии оценки импрессивной и экспрессивной составляющих. Рефлексия коммуникативных средств. |
3.2. |
Заполнение студентами таблиц сопоставления по данным наблюдения в группе, с последующим сравнительным анализом. |
3.3 |
Видеотренинг. Разбор видеозаписи бесед в соответствии с заданными целями и выделенными задачами коммуникативной ситуации. |
4 |
Понятие оптимума тревожности и оценка других значимо влияющих на эффективность коммуникации параметров психологического состояния собеседника.
|
4.1 |
Экспресс-диагностика индивидуально-психологических характеристик и актуального психологического состояния собеседника. |
4.2 |
Разбор видеоматериалов и работа в группе. |
4.4 |
Контрольная работа: оцениваемые параметры психологического состояния, способы, параметры, критерии оценки. |
5 |
Неэффективная и конфликтная коммуникация. Профилактика и преодоление . |
5.1. |
Выявление «зоны» потенциальной конфликтогенности . Факторы риска. Социально-психологические законы выхода из конфликта. Сотрудничество или компромисс? Коммуникативные ресурсы выхода из конфликта. |
5.2. |
«Симуляция» проблемных ситуаций в и разбор проблемных ситуаций (кино).
|
5.3 |
Блокирующие коммуникативные тактики, их функции, негативные последствия применения в деятельности медицинского работника. Коммуникативная компетентность и психологическое благополучие профессионала. Эмоциональное психологическое выгорание. |
5.4 |
Контрольный опрос: выявление блокирующей тактики, подбор оптимальных коммуникативных средств. |
6 |
Алгоритм выбора коммуникативной тактики при работе с пациентами (и их доверенными лицами), имеющими различные характерологические и другие индивидуально-психологические особенности, в том числе пограничные, реактивные и иные психические расстройства. Особенности реакции на стадию и характер заболевания и лечения. Работа со сложными эмоциями. |
6.1. |
Структура оцениваемых параметров коммуникации и арсенал оптимизируемых коммуникативных средств. |
6.2. |
Работа в детских отделениях. Пациенты с экстремальным опытом: пациенты с угрожающими жизни заболеваниями, пациенты с экстремальным опытом лечения, пациенты, пострадавшие в катастрофах. Группы риска психологической декомпенсации на основании особенностей жизненного пути Сбор анамнеза как средство оптимизации взаимодействия с пациентом. . |
6.3 |
Работа обучающихся с собственными профессиональными проблемными ситуациями на основе полученных знаний-умений навыков. Видеотренинг.с привлечением актёров. |
7 |
Структура основных типов бесед медицинских работников с пациентом и использование в них средств повышения эффективности коммуникации и профилактики конфликтов. |
7.1. |
Первичный сбор жалоб, ознакомление с результатами диагностики, обсуждение планируемого лечения, обсуждение не удовлетворяющего пациента хода лечения и др. Психологические ресурсы повышения коммуникативной эффективности и бесконфликтности. |
7.2 |
Видеотренинг. Психологическая экспертиза работы учащегося с «симулятором». Оценка эффективности выбранных учащимся коммуникативных средств. |
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Боухал М., Конечный Р. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, медицинское издательство, 1983. – 405 с.
2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Кратк. Учебн./. Пер.с нем. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. -376 с.
3. Возный Э.К., Малова Ю.В. Индивидуально-психологический подход в комплексном лечении онкологических больных. - Вопросы онкологии, 1999, том 45, № 2, с.с. 29-38
4. Малова Ю.В. Психологические задачи в деятельности медперсонала онкологической клиники. - Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова, 2012, N1, c.c. 77-88
5. Малова Ю.В. Формирование навыков эффективной коммуникации. - Методические рекомендации. – М: ФГБОУВПО МГЛУ, 2013. – 24с.
6. Малова Ю.В., Федунина Н.Ю. Система организации жизни ребёнка в больнице. Зарубежный опыт и отечественные перспективы. - Московский психотерапевтический журнал. 2008, т. 1. – с.с. 176 – 191.
7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
8. Психология индивидуальных различий тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М.: Изд Моск ун-та, 1982. – 319 с
9. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб.: ЗАО «Питер», 1999 – 752 с.
10. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., «Смысл», 2002.
11. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Будапешт: Изд. Академии наук Венгрии, 1981. – 286 с.
12. Холмогорова А.Б. Клиническая психология. В 4 т. – М.: Издательский центр «Академия» - 2015.
Дополнительная:
1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., Эксмо-Пресс, 2002.
2. Кречмер Э. Медицинская психология – СПб.: Союз, 1998. – 464 с.
3. Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984. – 334 с.
4. Малова Ю.В. Психологическая диагностика и коррекция в реабилитации лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. - Медицина труда и промышленная экология, - Москва, 2000, N 7, с.с. 14-21
5. Малова Ю.В. , Росляков И.А., Бишко Е.П. Теоретические подходы к исследованиям личности в экстремальной ситуации. - Прикладная юридическая психология. – Рязань, 2011, №1,с.с. 39-49
6.Николаева В.В., Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – 1995.
7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – М.: Изд. Дом «БахраХ-М», 2009. – 665 с.
8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1998.
9. Шапошников А.В. Ятрогения. Терминологический анализ и конструирование понятия. – Ростов-н.Д: АО «КНИГА», 1998 – 156 с.
Примерный перечень контрольных вопросов к итоговой аттестации:
1. Задачи профессиональной коммуникации в деятельности медицинского работника.
2. Психологическое благополучие пациента и особенности коммуникации с различными группами пациентов. Классификация проблем.
3. Психологическое благополучие родителей при заболевании, угрожающем жизни ребёнка, принципы коммуникации.
4. Психологическое благополучие медицинского персонала, средства профилактики – ресурсы эффективной бесконфликтной коммуникации.
5. Принципы эффективной самопрезентации в работе медицинского персонала.
6. Принципы эффективной коммуникации в профессиональном коллективе медицинских работников при выполнении ежедневных профессиональных обязанностей.
7. Негативная роль блокирующих коммуникативных тактик в работе со сложными эмоциями.
Неэффективная коммуникация и профессиональное эмоциональное выгорание.
8. Алгоритм выбора коммуникативных средств и тактик в моделируемых условиях ситуаций медицинской помощи конкретным группам соматических больных с экстремальным опытом (практическое задание)..
9. Алгоритм выбора средств психологической помощи в моделируемых условиях оказания комплексной медицинской помощи конкретным группам соматических больных с психической коморбидностью.
10. Структура и средства эффективной коммуникации. Типовые случаи медицинской практики.
11. Оценка эффективности выбранных коммуникативных средств и тактики (практическое задание с использованием видеоматериала).