Меню

Система крови: современные представления о норме и патологии

Программа дисциплины «Система крови: современные представления о норме и патологии»

Цель дисциплины – в первом разделе сформировать у студентов представления об основных процессах и молекулярных механизмах процессов свертывающих и противосвертывающих систем крови, системы фибринолиза, строении и функционировании тромбоцитов, значении эндотелиальных клеток в регуляции тромбообразования, об интеграции процессов регуляции тромбообразования в контуры сложных реакций организма на повреждение – воспаление, репарацию тканей. Изучение первого раздела курса обеспечивает углубленное понимание биохимических основ функционирования прокоагулянтных и антикоагулянтных систем крови, клеточных и молекулярных механизмов регуляции гемостаза.

Во втором разделе сформировать представления об основных видах нарушений, связанных с продукцией и функциями клеток крови – эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и о механизмах, имеющих значение для развития анемий, эритроцитозов, нарушений реакций неспецифического и специфического иммунитета, злокачественных заболеваний клеток крови, тромбофилии и кровоточивости. Изучение этого раздела курса обеспечивает понимание основных принципов развития патофизиологических состояний, связанных с функционированием органов гемопоэза, клеток крови и белковых систем, регулирующих формирования тромбов, а так же взаимосвязь этих процессов с патологическими процессами органов нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, выделительной систем.

Задача дисциплины - дать представление о

особенностях структуры и организации комплексов белков свертывающей системы крови, противосвертывающих систем крови, системы фибринолиза;

функциональном значении ферментов и кофакторов белков свертывающей системы крови, противосвертывающих систем крови, системы фибринолиза, биохимических основах их действия, регуляторной роли белков, участвующих в реализации процессов гемостаза и фибринолиза;

интеграции процессов регуляции тромбообразования в контуры сложных реакций организма на повреждение – воспаление, репарацию тканей;

значении клеток крови, и сосудистой стенки для реализации и регуляции процессов гемостаза

о функциональном значении клеточных компонентов периферической крови и других производных красного костного мозга, стволовых клеток и клеток матрикса красного костного мозга;

спектре нарушений системы эритроцитов, молекулярно-клеточных основах этих нарушений, взаимосвязь патологических процессов в эритроцитарном ростке кроветворения с патологическими процессами органов нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, выделительной систем;

разнообразии патофизиологических мезанизов, приводящих к нарушению функционирования неспецифического иммунитета, молекулярно-биологичнских, генетических и биохимических основах нарушений в системе лейкоцитов;

разнообразных функциях производных моноцитов – для неспецифических и специфических иммунных реакций, опухолевого роста, атерогенеза;

значении тучных клеток в физиологических и патофизиологических процессах регуляции гемостаза, неспецифического и специфического иммунитета, формирования аллергической реакции, атерогенеза;

патофизиологических основах лейкемоидных реакций, лейкозов и лимфом;

патофизиологии иммунодефицитов;

механизмах нарушения формирования аутотолерантности специфического иммунитета;

основных принципах трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, возникающих при трансплантации осложнениях;

механизмах развития гипокоагуляционно-геморрагических, гиперкоагуляционно-тромботических состояний, особенностях развития синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови;

молекулярно-биологических основах тромбоцитопатй

IY. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Молекулярная эндокринология в норме и при патологии» относится к вариабельной части учебного плана специалитета по направлениям подготовки «Лечебное дело» и изучается в 4 и 6 семестрах на отделении Лечебное дело.

Для освоения дисциплины необходимо освоение следующих дисциплин: цитологии, гистологии, биохимии, молекулярной биологии, генетики, иммунологии, физиологии.

Общая трудоемкость 1 зач. единица, 36 часов

Форма промежуточной аттестации – контрольные работы, коллоквиумы

YI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Лабораторные занятия

Семинары.

Самостоятельная раб студ.

1

Состав и функции крови. Функциональная характеристика основных факторов свертывания крови. Первичный гемостаз. Прокоагулянтные и антикоагулянтные факторы эндотелия. Механизмы активации, адгезии и агрегации тромбоцитов.

4

14

2

2

Вторичный гемостаз. Локализация и структурная организация факторов свертывания крови, фазы процесса свертывания крови. Тромбин как регулятор процессов светывания, противосвертывающей системы, воспаления. Образование и стабилизация фибрина.

4

15

2

3

Противосвертывающие системы крови - кунины и серпины. Тучные клетки – источник гепарина. Значение медиаторов тучных клеток. Система протеина С.

Механизм расщенления фибрина(фибриногена) плазмином. Основные компоненты системы фибринолиза, регуляция фибринолиза.

4

16

2

4

коллоквиум

4

Понятие об органах гемопоэза. Основные понятия нарушений системы эритроцитов. Эритроцитозы – классификация, характеристика, клинические проявления. Значение гипоксии, ростовых факторов, гормонов для развития эритроцитоза. Анемии – классификация, анемический синдром. Апластические анемии. Железодефицитная анемия. Гемохроматозы.

6

1

2

5

Гипопролиферативные анемии, связанные с нарушением синтеза гема и глобиновых цепей (порфирии, талассемии). Мегалобластная анемия. Гемолитический синдром. Анемии с ретикулоцитозом – вызванные аномалиями эритроцитов, внеэритроцитарные. Гемоглобинопатии.

6

2

2

2

Контрольная работа

6

Лейкоциты, происходящие из миелоидной стволовой клетки. Аномалии функционирования нейтрофилов. Нейтропении. Нейтрофилии, лейкемоидные реакции. Функции макрофагов и тучных клеток. Их ферментные системы, медиаторы, поверхностные рецепторы. Регуляция функций макрофагов и тучных клеток. Моноцитоз. Эозинофилия, базофилия.

6

3

2

7

Происхождение и созревание лимфоцитов. Понятия лимфопении, лимфоцитоза. Аномалии функционирования лимфоцитов. Теории возникновения аутоиммунных заболеваний. Аномалии синтеза иммуноглобулинов

6

4

2

2

8

Иммунодефициты. Тяжелые комбинированные иммунодефициты. Иммунодефицитные состояния как следствие нарушения созревания стволовых клеток или нарушения функций белков, регулирующих созревание Т- и В-лимфоцитов.

6

5

2

9

Злокачественные опухоли кроветворной ткани. Лейкозы – характеристика понятия, принципы классификации. Острые миелобластные и лимфобластные лейкозы. Генетические и молекулярные основы развития острых лейкозов.

Миелопролиферативные заболевания. Характеристика истинной полицитемии, миелоидной метаплазии, хронического миелолейкоза.

6

6

2

2

Контрольная работа

10

Миелодиспластические синдромы.

Лимфомы. Классификация. Лимфогрануломатоз. Неходжкинские лимфомы низкой, промежуточной и высокой степени злокачественности. Характеристика макроглобулинемии Вальденстрема, хронического лимфолейкоза, множественной миеломы. Генетические и молекулярные основы развития лимфом. Принципы применения и осложнения трансплантации стволовых клеток красного костного мозга.

6

7

2

11

Патологические состояния, сопровождающиеся кровоточивостью. Наследственные, врожденные, приобретенные, аутоиммунные причины кровоточивости. Роль дефектов факторов свертывания, фибринолиза, кровеносных сосудов. Тромбоцитопатии. Болезнь Виллебранда. Тромбоцитопении. Иммунные и неиммунные механизмы тромбоцитопении.

6

8

2

2

Контрольная работа

12

Нарушения свертывания крови. Гемофилии. Тромбофилии – патогенез наследственных и приобретенных форм. ДВС-синдром. Взаимосвязь каскадов, реализующихся вследствие выделения в кровоток тканевого фактора, тканевого активатора плазминогена, ингибитора активатора плазминогена при ДВС-синдроме.

6

9

2

коллоквиум

Всего часов

24

12

:

YII. Содержание дисциплины

Понятие систем крови.

Состав и функции крови. Понятие об осмотическом давлении крови. Системы, обеспечивающая поддержание постоянства рН и осмотического давления крови. Форменные элементы крови, их физиологическое значение. Понятие об эритро-, лейко- и тромбоцитопоэзе, их регуляции. Представление о защитной функции крови и ее проявлениях (иммунные реакции, свертывание крови).

Физиология гемостаза.

Гемостаз, его значение. Основные факторы, участвующие в процессе свертывания крови, их функциональная характеристика. Этапы гемостаза. Тромбоцитарно-сосудистый (первичный) гемостаз. Механизмы повреждения эндотелия – механические, химические, иммунологические. Прокоагулянтные и антикоагулянтные факторы эндотелия. Стадии первичного гемостаза. Белки, обеспечивающие агрегацию и адгезию тромбоцитов. Факторы активации тромбоцитов. Активация тромбоцита тромбином, АДФ. Происхождение и структура тромбоцитов, компоненты плотных и a- гранул. Антиагрегантное значение простациклина и оксида азота, выделяемых эндотелием.

Вторичный гемостаз. Особенности и фазы процесса свертывания крови. Классическое представление о внешнем и внутреннем пути свертывания крови. Локализация и структурная организация факторов свертывания крови. Тканевый фактор – функции, регуляция его экспрессии. Протромбиновый комплекса, активация факторов протромбинового комплекса. Значение витамина К для активности факторов, содержащих Gla-домен. Кофакторы и рецепторы факторов протромбинового комплекса. Факторы контактной фазы. Активация кинин-калликреиновой системы и фактора XII. Тромбин как регулятор процессов свертывания, противосвертывающей системы, воспаления. Активация PAR рецепторов. Превращение фибриногена в фибрин, стабилизация фибрина, роль фактора XIII.

Понятие о противосвертывающих системах крови. Система протеина С, характеристики белков системы протеина С. Кофакторы протеина С. Регуляция свертывания крови – кунины и серпины. Роль ингибитора пути тканевого фактора, антитромбина III и других серпинов. Значение гликозаминогликанов поверхности эндотелия, гепарина для активности серпинов. Биосинтез гепарина и гепарансульфатов. Тучные клетки как депо гепарина. Медиаторы, высвобождаемые активированными тучными клетками.

Фибринолиз. Основные компоненты системы фибринолиза, их структурные особенности. Активация плазмина. Регуляция фибринолиза, TAFI. Механизмы действия урокиназы. Расщепление фибрина (и фибриногена) плазмином.

Понятие об органах гемопоэза. Строение красного костного мозга, функции клеток красного костного мозга. Стволовые клетки кроветворной системы.

Нарушения системы эритроцитов.

Эритроцитозы. Характеристика абсолютных и относительных, наследственных и приобретенных эритроцитозов. Их этиология, патогенез, клинические проявления, последствия. Значение гормональных и гуморальных факторов в развитии эритроцитозов. Значение фактора транскрипции HIF.

Анемии. Виды анемий в зависимости от их этиологии и патогенеза. Гипопролиферативные анемии: микроцитарные (железодефицитная анемия, талассемии, порфирии), макроцитарные анемии (мегалобластные анемии, значение недостаточности кобаламина и фолиевой кислоты, пернициозная анемия). Связь гипопролиферативных анемий с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта. Регуляция всасывания железа, нарушение всасывания. Понятие о первичных и вторичных гемохроматозах. Fe-регулируемые белки ( DCT1, IREGt ). Роль взаимодействия рецептора к трансферрину с HFЕ для регуляции всасывания железа и для возникновения первичного гемохроматоза. Нарушение всасывания фолиевой кислоты и кобаламина. Анемия при хронических заболеваниях.

Апластические анемии – приобретенная парциальная красноклеточная аплазия, приобретенная апластическая анемия, анемия Даймонда-Блэкфана, анемия Фанкони. Молекулярные основы анемии Фанкони – значение комплекса белков FANC при повреждении ДНК.

Анемия с ретикулоцитозом: гемолитические анемии, вызванные аномалиями ферментов и структурных белков эритроцитов, значение осмотической резистентности эритроцитов; гемоглобинопатии; гемолитическая анемия, вызванная внеэритроцитарной патологией. Отличия тепловой и холодовой иммунной гемолитической анемии. Анемии при лейкозах

Клинические и гематологические проявления, принципы диагностики анемий: гипопролиферативных (В12-, фолиеводефицитных, железодефицитных, сидеробластных, апластических) и гемолитических. Анемический синдром. Клинические проявления железодефицитной анемии. Гемолитический синдром.

Нарушения системы лейкоцитов. (Лейкоцитозы, лейкопении. Нарушения структуры и функции отдельных видов лейкоцитов, их роль в патологических процессах.)

Нарушения в клетках, происходящих из гранулоцитарно-моноцитарного, эозинофильного и базофильного ростков кроветворения. Аномалии гранулоцитов - нарушение подвижности нейтрофилов, адгезии, нарушение бактерицидной активности. Нарушения воспалительного ответа, связанные с дисфункцией ферментных систем, потерей функции интегринами, дисфункцией сократимых белков нейтрофилов. Изменения лейкоцитарной формулы нейтрофилов.

Лейкемоидные реакции. Виды лейкемоидных реакций, их этиология, патогенез, изменения кроветворения и морфологического состава периферической крови. Отличия от лейкозов, значение для организма. Наследственные и врожденные нейтропении. Первичные нейтропенические синдромы.

Роль производных моноцитов в организме. Основные ферментные системы макрофагов, их значение. Регуляторы функций макрофагов. Рецепторы поверхности макрофагов Scavenger-рецепторы макрофагов. Их значение при воспалении.Toll-like рецепторы. Моноцитоз.

Эозинофилия, базофилия.

Значение тучных клеток при остром воспалении и при длительном воспалительном процессе. Регуляторы функций тучных клеток. Рецепторы поверхности тучных клеток.

Лимфоцитарные нарушения. Лимфопения, лимфоцитоз.

Нарушения регуляции гуморального иммунного ответа T-лимфоцитами. Теория аутотолерантности в результате наличия «забарьерных органов». Развитие аутоиммунного заболевания как результат антигенной мимкрии. Примеры антигенной мимкрии. Аутоиммунное заболевание как нарушение созревания Т-лимфоцитов. Понятие об антиген-экспрессирующих клетках (PAE-cells). Значение дрейфующих макрофагов. Доводы «за» и «против» теории развития аутоиммунных реакций как результата нарушения созревания Т-лимфоцитов в вилочковой железе. Аутоиммунное заболевание как следствие перенесенной вирусной инфекции. Сахарный диабет первого типа как пример утоиммунного заболевания со многими возможными механизмами начала аутоиммунного процесса. Аутоиммунные заболевания как следствия мутаций в В-лимфоцитах. Примеры аутоиммунных заболеваний, связанные с лимфомами, синдром Эванса.

Аномалии В-лимфоцитов. Тяжелый комбинированный иммунодефицит, ассоциированный с недостаточностью аденозиндезаминазы. Аномалии синтеза иммуноглобулинов. Иммунодефицитные состояния как следствие нарушения созревания стволовых клеток или нарушения функций белков, регулирующих созревание Т- и В-лимфоцитов: аутосомная рецессивная агаммаглобулинемия (швейцарский тип), ретикулярный дисгенез, синдром Ди-Джорджи, Синдром Незелофа Э(французский тип иммунопареза), атаксия-телеангиоэктазия (синдром Луи-Бар), сцепленная с Х-хромосомой агаммаглобулинемия Брутона, синдром Вискотта-Олдрича. Молекулярные основы иммунодефицитов – значение белка WASP, тирозинкиназы Брутона, ATM (Ataxia Telangiectasia Mutated).   

Злокачественные опухоли кроветворной ткани. Лейкозы: характеристика понятия, принципы классификации. Этиология, роль онкогенных вирусов, химических канцерогенов, ионизирующей радиации в их возникновении. Атипизм лейкозов; их морфологическая, цитохимическая, цитогенетическая и иммунологическая характеристика. Значение кариотипирования для диагностики лейкозов.

Острые лейкозы – миелобластные и лимфобластные, их классификация. Генетические основы развития острого промиелоцитарного лейкоза. Понятие о доминантно-негативном проявлении мутации. Молекулярные основы для терапии полностью-транс-ретиноевой кислотой. В-клеточный острый лимфобластный лейкоз и лимфома Беркитта. Структура генной перестройки при лимфоме Беркитта. Значение мутаций в генах рецепторных тирозинкиназ при острых лимфобластных и миелобластных лейкозах (Kit, Fms, Flt3).

Миелопролиферативные заболевания. Характеристика истинной полицитемии, миелоидной метаплазии, хронического миелолейкоза. Стадии хронического миелолейкоза. Миелодиспластические синдромы.

Лимфомы. Классификация. Стадии лимфогрануломатоза. Неходжкинские лимфомы низкой, промежуточной и высокой степени злокачественности. Характеристика макроглобулинемии Вальденстрема, хронического лимфолейкоза, множественной миеломы. Стадии хронического лимфолейкоза.

Значение нарушений регуляции клеточного цикла, пролиферации и апоптоза для злокачественного перерождения гемопоэтических клеток.

Изменения физико-химических свойств крови: онкотического давления, вязкости, СОЭ, белкового состава, связанные с патологией клеток крови.

Трансплантация стволовых клеток красного костного мозга при патологии клеток крови. Обоснование применения при острых лейкозах, миелопролиферативных заболеваниях. Осложнения трансплантации – до приживления, острая болезнь трансплантат против хозяина, хроническая болезнь трансплантат против хозяина. Преимущества и недостатки аутологичной трансплантации. Роль CD4+ и CD8+ Т-лимфоцитов для развития болезни трансплантат против хозяина и развития реакции «трансплантат против опухоли».

Нарушения системы тромбоцитов: тромбоцитозы, тромбоцитопении, тромбоцитопатии. Нарушения системы гемостаза.

Кровоточивость как следствие дефектов факторов свертывания, фибринолиза, тромбоцитов, кровеносных сосудов. Наследственные, врожденные, приобретенные, аутоиммунные причины кровоточивости.

Врожденные нарушения адгезии и активации тромбоцитов. Тромбоцитопатии - дефекты гранул тромбоцитов, ферментных систем. Тромбоцитопении – распределения и разведения, продуктивная и потребления. Проявления тромбоцитопении. Иммунная тромбоцитопения потребления (Характеристика ИТП взрослых, ИТП детей, аутоиммунной тромбоцитопении новорожденного). Механизм тромбоцитопении, вызванной введением гепарина. Неиммунная тромбоцитопения потребления - тромботическая тромбоцитопеническая пурпура, гемолитический уремический синдром. Отличие ТТП и ГУС. Идиопатическая форма и семейная форма ТТП. Роль недостаточности ADAMTS 13 и повреждения эндотелия. Основные клинические признаки ТТП.

Болезнь Виллебранда. Нарушение функций тромбоцитов и системы свертывания крови при болезни Виллебранда.

Роль факторов свертывающей, противосвертывающей и фибринолитической систем в обеспечении оптимального агрегатного состояния крови и развитии патологии системы гемостаза. Причины нарушения тромборезистентности сосудистой стенки. Роль тромбоцитов в первичном и вторичном гемостазе. Роль факторов противосвертывающей системы, ингибиторов факторов свертывания крови, фибринолиза в первичном и вторичном гемостазе. Особенности тромбообравания в артериальных и венозных сосудах.

Наследственные нарушения свертывания крови. Приобретенные нарушения факторов свертывания крови. Тромбофилия. Наследственные и приобретенные формы. Наследственные тромбофилии, связанные с дефицитом антитромбина III, дисфункцией системы протеина С/протеина S, гипергомоцистеинемией, мутацией фактора V свертывания крови. Приобретенные тромбофилии, связанные с заболеваниями крови, аутоиммунными заболеваниями. Антифосфолипидный синдром.

Тромбоцитоз – первичный и реактивный.

Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови. Взаимосвязь каскадов, реализующихся вследствие выделения в кровоток тканевого фактора, тканевого активатора плазминогена, ингибитора активатора плазминогена. Функции тромбина и плазмина в синдроме диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови. Факторы активации и ингибирования активации тромбоцитов и ферментов каскада свертывания крови. Значение активации фибринолиза. Признаки тромбоза и кровотечения при остром ДВС-синдроме.

Применение скриннинговых тестов для исследования нарушений системы гемостаза.

YIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины

ОНК – в результате освоения дисциплины студент должен знать принципы организации, биохимические и молекулярно-биологические основы свертывающей и противосвертывающих систем крови, системы фибринолиза, их регуляцию, значение клеток крови, эндотелиальных и тучных клеток для гемостаза и поддержания оптимального агрегатного состояния крови. Студент должен знать функции клеток красного костного мозга, стволовых гемопоэтических клеток, их производных; генетические, молекулярно-биологические. Биохимические и патофизиологические основы для нарушения функций клеток красного костного мозга, стволовых гемопоэтических клеток, клеток периферической крови, основные механизмы нарушения процессов гемостаза (состояния кровоточивости, тромбозы). Студент должен знать функциональные особенности клеток, участвующих в формировании неспецифического и специфического иммунитета и основные механизмы, лежащие в основе нарушений иммунных реакций, ориентироваться в вопросах механизмов развития злокачественных опухолей гемопоэтических клеток и современных направлениях исследований терапевтических подходов для лечения онкологических заболеваний клеток кроветворной ткани.

ИК - в результате освоения дисциплины студент должен уметь использовать полученные навыки в проведении экспериментальных работ

СК – в результате освоения дисциплины студент должен представлять себе место физиологии и патофизиологии системы крови в структуре знаний о физиологических и патофизиологических процессах в организме в общей системе биологических наук.

ПК – в результате освоения дисциплины студент должен уметь использовать полученные знания для применения в медицине в области гематологии, клинической патологии, медицинской патофизиологии, а также клеточной и молекулярной биологии и смежных областях биологии.

IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:

Образовательные технологии: демонстрационные компьютерные технологии.

Х. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

А.Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов: представлены в сборнике: «Программы и контрольно-измерительные материалы спецкурсов по специальности 03.03.01 – физиология.» Москва. 2012 год.

Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации:

                                                                                                                                    

Примерный список вопросов для проведения текущей и промежуточной аттестации (коллоквиума)

1. Образцы контрольных работ по материалам лекций

Примеры тестовых вопросов

1.Образование эритроцитов увеличится при воздействии на красный костный мозг:

а) ФСК

б) ГМ-КСФ

в) эритропоэтином

г) высокими концентрациями TNF a

2. При каких из нижеперечисленных заболеваний эритроцитоз связан с увеличением концентрации эритропоэтина в плазме крови?

а) врожденный порок сердца цианотического типа  

б) гипохромная анемия  

в) истинная полицитемия

г) синдром ночного апноэ

д) печеночно-клеточная карцинома

е) семейная полицитемия

3. При синдроме Рандю-Ослера (гемморагический ангиоматоз) будет обнаруживаться:

а) микроцитарная анемия

б) гемолитическая анемия

в) железодефицитная анемия

г) мегалобластная анемия

д) гипохромная анемия

е) гипопластическая анемия

4. При мутации уропорфириноген-III-косинтазы, приводящей к анемии,

обострения будут при следующих условиях:

а) гипоксии

б) переливании крови

в) перегрузке железом

5. При синдроме Чедиака-Хигаси нарушается структура и функция:

а) эритроцитов

б) нейтрофилов

в) тромбоцитов

г) Т-лимфоцитов

6. При лимфоме из малых нерасщепленных клеток (типа лимфомы Беркитта) будeт наблюдаться:

а) анемия

б) недостаточная продукция антител

в) нейтрофилия

г) частые инфекционные заболевания

д) интенсивные кровотечения

е) продукция моноклональных Ig G

7. При гемолитическом уремическом синдроме могут наблюдаться следующие признаки:

а) увеличение концентрации креатинина в сыворотке крови

б) уменьшение содержания в плазме крови фV, фVIII, фибриногена и протромбина     

в) желтый цвет склер

г) тромбоцитоз

д) паралич группы мышц

8. Мутация тромбоцитарного гликопротеина Ib лежит в основе следующих заболеваний:

а) тромбастения Гланцмана

б) синдром Бернара-Сулье

в) болезнь Виллебранда           

г) псевдо-болезнь Виллебранда

Примеры вопросов письменной контрольной работы

1. Опишите механизм развития эритроцитоза при семейной полицитемии.

2. При каком типе талассемии образуется гемоглобин Барт? Укажите состав гемоглобина Барт. Охарактеризуйте гипоксию, которая при этом наблюдается.

3. Опишите все механизмы, которые, на Ваш взгляд, могут участвовать в развитии анемии у человека с хроническим воспалительным процессом в почках.

4. Какая форма лимфомы/лейкоза развивается при транслокации (15:17)?

Опишите механизм злокачественной трансформации клеток. Какие признаки характерны для этого типа лимфомы/лейкоза?

5. В чем причина проявления следующих симптомов лимфопролиферативных заболеваний:

а) В-симптомы (интоксикационный синдром)

б) иммунологические нарушения

6. Признаки хронического грануломатоза. Назовите причину хронического грануломатоза и объясните, как эта аномалия связана с проявлениями данной патологии

7. Объясните наличие следующих лабораторных признаков при болезни Виллебранда:

а) увеличение ВК (время кровотечения)

б) увеличение активированного частичного тромбопластинового времени

8. Роль плазмина в развитии ДВС-синдрома.

9. Какое звено активации/агрегации тромбоцитов повреждается при врожденном дефиците плотных гранул?

2. Образцы вопросов для контрольного семинара (коллоквиума):

1.        Эритропоэз в норме. Ростовые факторы; факторы, подавляющие активность клеток эритроидного ростка

Классификация нарушений эритропоэза. Общая классификация эритропоэтических и анемических состояний.

2.        Клинические проявления эритроцитоза.

3.        Эритроцитозы, связанные с выработкой эритропоэтина. Эритроцитозы при различных гипоксических состояниях.

4.        Значение белка von Hippel-Lindau для реализации HIF-опосредованного пути транскрипции генов. Следствие мутаций белка von Hippel-Lindau. Семейная полицитемия, отличие от истинной полицитемии.

5.        Состояния с повышенным уровнем эритропоэтина, не сопровождающиеся эритроцитозом.

6.        Патологические состояния, характеризующиеся снижением выработки эритропоэтина.

7.        Классификация анемий. Гипопролиферативные анемии. Значение объема и цвета клетки для классификации. Примеры.

8.        Анемический синдром. Синдром железодефицитной анемии.

9.        Приобретенные апластические синдромы эритроидного ростка кроветворения.

10.     Наследственные формы апластической анемии.

11.     Основные белки, участвующие во всасывании железа в желудочно-кишечном тракте.

12.     Железо-дефицитная анемия как следствие нарушения всасывания железа. Примеры.

13.     Железо-дефицитная анемия при кровотечениях. Синдром Рандю-Ослера.

14.     Основные клинические проявления перенрузки железом. Первичные и вторичные гемохроматозы.

15.     Понятие о белках, регулируемых ионами железа. Регуляция всасывания железа. Роль HFE-белка.

16.     Эритропоэтические порфирии. Почему симптомы врожденной эритропоэтической порфирии похожи на симптомы перемежающейся острой порфирии?

17.     Бета-талассемии. Классификация, основные клинические и лабораторные проявления.

18.     Альфа-талассемии. Классификация, отличия от бета-талассемий. Н-гемоглобин и гемоглобин Барт.

19.     Мегалобластная анемия. Клинические, лабораторные, гистологические характеристики.

20.     Механизм всасывания кобаламина. Заболевания желу-дочно-кишечного тракта, приводящие к дефициту кобаламина.

21.     Обоснование наличия неврологических симптомов при мегалобластной анемии.

22.     Гемолитический синдром. Основные проявления. Возможные осложнения состояния гемолиза.

23.     Систематика гемолитических анемий. Примеры.

24.     Гемоглобинопатии. Острые и хронические осложнения серповидноклеточной анемии.

25.     Гемолитические анемии, связанные с энзимопатиями.

26.     Пароксизмальная ночная гемоглобинурия.

27.     Гемолитические анемии, связанные с аномалиями примембранных и мембранных белков эритроцита.

28.     Патогенез холодовой и тепловой иммунной гемолитической анемии.

29.     Лабораторные методы определения тепловой и холодовой иммунной гемолитической анемии.

30.     Причины развитя анемии при лейкозах. Какие нарушения гемопоэза, кроме анемии, будут сопровождать развитие лейкозов? Приведите примеры.

31.     Мутации генов белков, которые приводят к аномалиям функционирования нейтрофилов

32.     В чем отличие понятий «нейтрофилия» и «лейкемоидная реакция»? Приведите примеры.

33.     Систематика состояний, связанных с уменьшением количества нейтрофилов в периферической крови. Примеры.

34.     Патогенез изоиммунной нейтропении.

35.     С какими заболеваниями и патологическими процессами ассоциированы эозинофилия и гиперэозинофилия? Последствия гиперэозинофилии.

36.     Аномалии моноцитов.С какими заболеваниями может быть ассоциирован моноцитоз?

37.     Аномалии лимфоцитов, приводящие к развитию дефицита гуморального и клеточного иммунитета.

38.     Аномалии В-лимфоцитов (изолированные).

39.     Систематика злокачественных опухолей гемопоэтических клеток. Примеры. Систематика острых миелобластных лейкозов.

40. Значение FLT3-проонкогена для развития острых лейкозов.

41. Патогенез развития острого миелобластного лейкоза, ассоциированного с транслокацией (15;17).

42.     Классификация острых лимфобластных лейкозов.

43.     Патогенез лимфом беркиттовского типа

44.     Классификация миелопролиферативных заболеваний. Общая характеристика истинной полицитемии, миелоидной дисплазии, хронического миелолейкоза.

45.     Патогенез хронического миелолейкоза. Хроническая фаза, развернутая стадия, бластный криз.

46.     Миелодиспластические синдромы.

47.     Ходжкинская лимфома как злокачественная опухоль лимфоидной ткани.

48.     Принципы классификации лимфом. Примеры.

49.     Хронический лимфолейкоз. Общая характеристика, стадии хронического лимфолейкоза.

50.     Множественная миелома как злокачественная опухоль лимфоидной ткани. Общая характеристика и возможные осложнения множественной миеломы.

51. Патогенез множественной миеломы.

52. Систематика состояний, характеризующихся кровоточивостью. Примеры.

53. Тромбоцитопатии, связанные с недостаточностью гранул.

54. Тромбоцитопатии, связанные с злокачественными заболеваниями гемопоэтических клеток.

55. Тромбоцитопатии, связанные с мутациями компонентов интегринов мембраны тромбоцита.

56.    Болезнь Виллебранда – классификация и основные признаки.

57.    Тромбоцитопения, классификация, основные признаки.

58.    Причины развития продуктивной тромбоцитопении.

59.    Патогенез тромбоцитопении распределения.

60.    Механизм развития гепарин-индуцированной тромбоцитопении.

61.    Патогенез иммунной тромбоцитопенической пурпуры взрослых, иммунной тромбоцитопенической пурпуры детей, аутоиммунной тромбоцитопении новорожденного. Роль реакций иммунной системы в развитии этих заболеваний.

62.    Основные клинические и лабораторные (в том числе гистологические) признаки тромбоцитопенической тромботической пурпуры.

63.    Патогенез тромботической тромбоцитопенической пурпуры и гемолитического уремического синдрома.Причины недостаточности ADAMTS 13.

64. Наследственные нарушения свертывания крови. Клинические проявления гемофилии А и В, гемофилии С, дефицита фактора XIII.

65.    Значение протромбинового теста и теста АЧТВ. Примеры использования.

66. Наследственный и приобретенный дефицит антитромбина III.

67. Тромбофилия, связанная с нарушениями функционирования системы протеинов С и S.

68. Тромбофилия, связанная с гипергомоцистеинемией.

XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины / практики:

№ п/п

Автор

Название книги (статьи)

Отв. Редактор (для коллективных работ)

Место издания

Издательство

Год издания

Название журнала (сборника)

Том (выпуск) журнала / сборника

Номер журнала

1

Литвицкий П.Ф.

Патофизиология.

Т.1-2.- 997с.

Москва

ГЭОТАР-Медиа

2010

2

А.Д. Адо, М.А. Адо, М.Г. Айрапетянц и др.

Патологическая физиология: пособие для вузов.

- 716 с

под ред. А.Д. Адо

Москва

Дрофа

2009

3

Клиническая биохимия                 (уч. пособие)

– 360 с.

под ред. В.А. Ткачука

Москва

Геотар-Мед

2002

4

Шиффман Ф. Дж.

Патофизиология крови

-448 с

Москва

Издательство Бином

2007

5

С.М. Струкова

Основы физиологии гемостаза

– 128 с

Москва

Издательство МГУ

20013

XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины / практики

Лекции проводятся в аудитории, оснащённой проектором для показа презентаций. Студентам выдается презентация лекций в электронном виде.

Автор программы – к.б.н. М.П. Давыдова (факультет фундаментальной медицины МГУ)