Интернет-приемная декана
Декан факультета фундаментальной медицины
д.б.н., профессор, академик
Ткачук Всеволод Арсеньевич
Кафедра акушерства и гинекологии
Кафедра акушерства и гинекологии
Руководитель: Панина Ольга Борисовна
Степень, звание: доктор медицинских наук, профессор
Должность: Заведующий кафедрой
О кафедре | Сотрудники | Учебный процесс | Научная работа |
Клиническая база кафедры - Центр планирования семьи и репродукции ДЗ г. Москвы (главный врач – академик РАН, профессор М.А. Курцер), который по оснащенности и широте применения современных медицинских технологий является не только одним из лучших медицинских учреждений Москвы и России, но и эталонным центром обучения студентов, ординаторов, аспирантов.
Работы, проводимые под руководством академика РАН профессора Г.М.Савельевой, легли в основу создания новой клинической дисциплины – перинатологии, главной целью которой является снижение детской заболеваемости и смертности. В рамках этого направления на кафедре разрабатываются вопросы, связанные с пре-, анте- и интранатальной охраной здоровья плода, а также с постнатальной охраной здоровья новорожденных.
Прогрессивное развитие ультразвуковой и эндоскопической техники в последнее десятилетие обеспечило возможность появления на кафедре важного современного направления перинатологии – фетальной хирургии, которая дает возможность успешно бороться с некоторыми пороками и аномалиями еще нерожденного ребенка.
Ф.И.О. | Должность |
Панина Ольга Борисовна Истина>>> | Заведующий кафедрой |
Щербакова Лия Ниязовна Истина>>> | Профессор |
Бугеренко Андрей Евгеньевич Истина>>> | Доцент |
Иванова Наталья Владимировна | Доцент |
Мамедов Николай Назимович | Ассистент |
Новицкая Наталья Александровна | Ассистент |
Алексеенкова Мария Владимировна Истина>>> | Ассистент |
Ежегодно на кафедре акушерства и гинекологии ФФМ обучается около 200 студентов 4, 5 и 6 курсов (540 часов). На кафедре созданы все условия позволяющие максимально эффективно и в совершенстве овладеть знаниями, а также выработать основные навыки клинико-диагностической и лечебной работы в специализированном стационаре.
Студенты 4 курса проходят обучение по дисциплине «Акушерство». В 1 семестре студенты изучают основы физиологического акушерства (диагностика беременности, методы обследования в акушерстве, механизм родов, клиника родов, тазовое предлежание плода, многоплодная беременность и др.). Второй семестр посвящен патологическому акушерству (кровотечения во время беременности, послеродовые кровотечения, неправильные положения плода, гестоз, резус-сенсибилизация, родовой травматизм, акушерские операции, преждевременные и запоздалые роды). Особое внимание уделяется вопросам, связанным с ургентными состояниями. Студенты 5 курса изучают принципы диагностики и лечения гинекологических заболеваний (нарушения менструального цикла, опухоли и опухолевидные образования яичников, миома матки, эндометриоз, внутриматочная патология, заболевания шейки матки, острый живот в гинекологии). На 6 курсе студенты работают «помощниками врача» в отделении патологии беременных, в родильном и гинекологическом отделениях.
На всех курсах при обучении студентов используются следующие виды занятий: лекции, семинары и практические занятия. Тематика лекций и семинарских занятий посвящена наиболее актуальным темам дисциплины. Кроме того, освещаются новейшие технологии и методики, которые не входят в рамки «Образовательного стандарта»; например, вспомогательные репродуктивные технологии, преимплантационная, пренатальная диагностика, прегравидарная подготовка, фетальная хирургия, малоинвазивные методы лечения в гинекологии. К чтению лекций привлекаются высококвалифицированные кадры кафедры и клиники, имеющие наибольший опыт и знания в той или иной области. Семинарские занятия проводятся в интерактивной форме и включают «диалог» с преподавателем, защиту рефератов, просмотр обучающих видеофрагментов. Студенты обучаются в аудиториях, оснащенных современным мультимедийным оборудованием. На занятиях для освоения практических навыков используются муляжи, имитаторы, тренажеры, студенты присутствуют на родах и операциях, курируют больных, пишут истории родов/болезни.
На кафедре используются различные формы контроля знаний в зависимости от этапа обучения. На семинарских занятиях проводится опрос студентов, тестирование (тесты 2-3 уровня, тесты на дополнение), разбор клинических задач. Курсовой экзамен по акушерству и зачет по гинекологии состоят из теоретической части, практических навыков и решения ситуационных задач.
Итоговая государственная аттестация включает тестовый контроль по наиболее актуальным вопросам акушерства и гинекологии, оценку практических навыков студентов (муляжи, тренажеры, использование видеофрагментов), междисциплинарный экзамен.
На кафедре созданы условия для раскрытия творческого и научного потенциала студентов. Научные исследования, проводимые студентами в рамках курсовых и дипломных работ, посвящены передовым вопросам акушерства и гинекологии (ежегодно под руководством сотрудников кафедры защищается 8-10 работ).
Важнейшим этапом в подготовке специалиста-врача является клиническая ординатура (с 2004 г.). Продолжительность обучения составляет 2 года, по окончании которого выпускники получают специальность врача акушера-гинеколога. Клинические ординаторы в акушерских отделениях, гинекологических подразделениях выполняют в полном объеме должностные обязанности врача (обследование, лечение пациенток), участвуют в оперативных вмешательствах, а затем и самостоятельно их выполняют, принимают участие в клинических разборах, предметом которых являются наиболее сложные в отношении диагностики и лечения пациентки.
В 2008 году ФФМ получил лицензию на обучение в аспирантуре по специальности «Акушерство и гинекология». Продолжительность обучения в очной аспирантуре составляет 3 года. Потенциал клинических подразделений базы ЦПСиР, современные лаборатории ФФМ МГУ имени М.В. Ломоносова дают возможность реализации аспирантами наиболее сложных научных задач, посвященных перинатальной охране здоровья плода, оптимизации современных малоинвазивных высокотехнологичных методов лечения в гинекологии, совершенствованию репродуктивных технологий. Профессорско-преподавательский состав кафедры в полной мере содействует выполнению аспирантами научных исследований.
Для студентов и ординаторов под редакцией академика РАМН Г.М.Савельевой и при участии сотрудников кафедры изданы 2 учебника: «Акушерство» (2000) и «Гинекология» (2004). Учебник по гинекологии, вошел в золотой фонд классических университетских учебников, изданных к 250-летию МГУ.
Таким образом, обучение на кафедре акушерства и гинекологии дает возможность студентам, ординаторам и аспирантам приобрести глубокие знания, профессиональные компетенции, освоить новейшие технологии и использовать их в профессиональной деятельности.
Новейшим интересом кафедры в настоящий момент является изучение роли вариабельности генов в формировании таких осложнений беременности, как невынашивание, задержка роста плода, гестоз. Планируются проведения исследований отдельных мутаций и полиморфизмов генов, ассоциированых с данными состояниями.
В области гинекологии коллектив кафедры интенсивно изучает следующие актуальные вопросы: разработка эндоскопических методов диагностики и лечения гинекологических заболеваний, бесплодие, вспомогательные репродуктивные технологии. В настоящее время ведется работа по широкому внедрению в практику малоинвазивных методов лечения гинекологических больных.
Основные публикации
Применение низкомолекулярных гепаринов для профилактики плацентарной недостаточности: клинико-морфологические параллели / Е. Б. Ларина, Н. А. Олейникова, Д. Б. Ревина и др. // Клиническая фармакология и терапия. — 2017. — Т. 26, № 1. — С. 35–40.
Резус-сенсибилизация. Гемолитическая болезнь плода. Клинические рекомендации (протокол) / Г. М. Савельева, Л. В. Адамян, М. А. Курцер и др. // Акушерство и гинекология. — 2017. — № 6. — С. 187–199.
Роль системы урокиназного активатора плазминогена в развитии плаценты и патогенезе плацентарной недостаточности / Д. Б. Лозинская, А. В. Балацкий, Е. Б. Ларина и др. // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2017. — Т. 16, № 3. — С. 61–67.
Использование низкомолекулярных гепаринов в профилактике плацентарной недостаточности / Е. Б. Ларина, Д. Б. Лозинская, Е. Ю. Бугеренко, О. Б. Панина // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2016. — Т. 15, № 5. — С. 32–37.
Методика Соломона при оперативном лечении синдрома фето-фетальной трансфузии / А. Е. Бугеренко, Л. Н. Щербакова, Д. И. Суханова и др. // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2016. — Т. 15, № 4. — С. 74–77.
Identification of the causes of female infertility / N. Ivanova, K. Bugerenko, L. Shcherbakova et al. // Gynecological Surgery. — 2015. — Vol. 12. — P. S321–S321.
Preterm birth: a main cause of perinatal morbidity and mortality / G. Savelieva, R. Shalina, O. Panina, D. Spiridonov // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2015. — Vol. 14, no. 2. — P. 70–73.
Сичинава Л. Г., Панина О. Б., Гамсахурдиа К. Г. Дискордантный рост плодов у беременных двойней // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2015. — Т. 14, № 1. — С. 20–23.
Сичинава Л. Г., Панина О. Б., Гамсахурдиа К. Г. Дискордантный рост плодов у беременных с МХ двойней // Акушерство, гинекология и репродукция. — 2015. — № 1. — С. 16–19.
Непроходимость маточных труб: верификация диагноза / К. Бугеренко, Л. Щербакова, А. Бугеренко, О. Панина // Врач. — 2015. — № 9.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ГИПЕРСТИМУЛЯЦИИ ЯИЧНИКОВ В ПРОГРАММЕ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ / Л. Н. ЩЕРБАКОВА, Н. В. ИВАНОВА, А. Е. БУГЕРЕНКО, О. Б. ПАНИНА // Российский медицинский журнал. — 2015. — Т. 21, № 1. — С. 28–31.
Sichinava L., Gamsakhurdia K., Panina O. Intrauterine growth restriction and perinatal outcome in twins // Journal of Maternal-Fetal and Neonatal Medicine. — 2014. — Vol. 27. — P. 429.
Проблема преждевременных родов в современном акушерстве / Г. М. Савельева, Р. И. Шалина, О. Б. Панина и др. // Российский медицинский журнал. — 2014. — № 5. — С. 4–9.